В СМИ появляются сообщения о том, что установлено место гибели того или иного участника Великой Отечественной войны. Но как это происходит? Вот что рассказал Игорь Глинский, подполковник запаса.
Не вернулся из боя
Первые дни ноября 1941 года погода стояла пасмурная, нелетная. Лишь к 4 ноября похолодало до -7 градусов, и метеоусловия позволили летчикам-истребителям 32-го истребительного авиационного полка (ИАП) совершить свой первый в том ноябре боевой вылет на прикрытие действий нашей бомбардировочной авиации в районе Рузы. Местность летчикам была знакома, совсем еще недавно – 16 октября – истребительный авиаполк был вынужден оставить аэродром в Рузе и перебазироваться под Кубинку. Соскучившиеся за несколько дней вынужденного бездействия по боевой работе экипажи бомбардировщиков отбомбились успешно, надежно прикрываемые эскадрильями «Ястребков». Наши истребители И-16 тип 24, вооруженные четырьмя 7,62 мм пулеметами ШКАС каждый, в 1941 году уже считались устаревшими, но все еще представляли собой достаточно грозную силу в руках опытных пилотов. Вот и сегодня они со своей задачей справились, не позволив нападавшим вражеским истребителям Ме-109 сбить ни одного нашего бомбардировщика.
В азарте воздушного боя отставший от своей эскадрильи «Ястребок» в одиночку возвращался с боевого задания. Еще не остыв после боя, отлетев от Рузы всего на семь километров, пилот снизился над дорогой, по которой осуществлялось снабжение 10-й танковой дивизии вермахта. Колонна немецкой техники двигалась к деревне Волково по мосту через реку Озерна, и летчик решил потратить остатки боекомплекта на стрельбу по этой колонне, не заметив стоящий на берегу немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz 7/1 с установленной на нем 4-ствольной автоматической зенитной пушкой Flakvierling 38/1. Снаряды диаметром 2 см прошили насквозь деревянную обшивку «Ястребка», а один или два попали истребителю в мотор. Маневрируя, летчик сумел вывести свой самолет из зоны обстрела и попытался набрать высоту. Лишь бы не заглох мотор, а рваные раны фюзеляжа и крыльев залатают на аэродроме, надо только дотянуть до него. Дотянуть хотя бы до линии фронта и приземлиться у своих! Но чуткая машина не сможет планировать с заглохшим мотором, а он замолчал. И высота такая, что уже не прыгнуть с парашютом и не уйти лесом от погони. Свалившись в штопор, самолет рухнул в гущу небольшого лесного массива. От удара о землю массивная бронеспинка, защищавшая летчика, раскололась на части, а зимний комбинезон пилота рвануло о самолетный остов так, что отлетел в сторону бегунок с молнии. На долгие десятилетия летчику-истребителю суждено было считаться не вернувшимся с боевого задания, числиться пропавшим без вести.
Что известно
Впервые об упавшем в лесу под Волково самолете я услышал от Сергея Владимировича Докучаева в музее-клубе «Скирмановские высоты». Из рассказа, который заинтересовал весь наш дружный клубный коллектив, следовало, что в лесном массиве находится место падения советского самолета. По легенде, там местными жителями был установлен обелиск, который уже давно никто не видел, так как в тех местах позже проходили вырубки леса, мелиоративные и прочие мероприятия, и неизвестно, уцелел ли памятник хоть в каком-то виде. Но еще в 80-х годах прошлого века к обелиску на могиле неизвестного летчика вела тропа, по которой к нему ходили местные жители и подростки из находившегося поблизости пионерского лагеря.
Обелиск найден
Было принято решение выехать в район предполагаемого нахождения обелиска. 29 октября 2022 года совместно с поисковым отрядом «Надежда» из Рузы была предпринята первая попытка сделать это. Сергей Докучаев познакомил нас с жителем деревни Нововолково Андреем Куприяновым. Андрей рассказал, что в детстве после уроков ходил с товарищами в лес к обелиску летчика и как лежали вокруг обелиска обломки самолета. К сожалению, за прошедшие десятилетия подробности стерлись из его памяти, и Андрей не смог вывести наш отряд к обелиску, но обозначил район поиска. Многочасовое прочесывание лесного массива не привело тогда нас к цели. Прошел еще месяц поисков, и только 30 ноября 2022 года удалось наконец-то найти занесенный снегом обелиск. На памятнике сохранилась прибитая гвоздями медная табличка, на которой были отчеканены пятиконечная звезда и надпись: «Герою обороны Москвы летчику Викторову». Но какому именно Викторову, на каком самолете он воевал? Ответ мог дать только поиск. Собранные в радиусе 15 метров от обелиска фрагменты самолета позволили однозначно идентифицировать самолет как истребитель И-16. Гильз и патронов на месте падения обнаружено не было, только несколько звеньев металлической пулеметной ленты от авиационного пулемета ШКАС, это свидетельствовало, что боекомплект был израсходован летчиком полностью, а у И-16 был тип 24. Найденная позже на месте падения шильда от авиационного мотора М-63 № 633 подтверждала, что это был самолет И-16 тип 24, вооруженный четырьмя пулеметами ШКАС. При тщательном изучении сохранившихся алюминиевых фрагментов самолета на них были обнаружены различные технологические клейма авиационного завода. Изучение составленного поисковой организацией «Кубанский плацдарм» каталога технологических клейм авиационных заводов СССР помогло установить, что детали, из которых был собран самолет, произведены Новосибирским авиационным заводом № 153 имени В.П. Чкалова. При обследовании маленькой воронки, находящейся в 15 метрах от обелиска, были обнаружены фрагменты капота, храповик двигателя, противовес лопасти винта и кусочек смятого дюралюминия с полным заводским номером самолета № 2460051.
Викторов, кто ты?
Поисковым движением России за авторством Б.В. Давыдова и И.Г. Прокофьева изданы «Методические справочные материалы», из которых следует, что найден типичный заводской номер самолета И-16 тип 24, произведенного в Китае на построенном СССР самолетостроительном заводе № 600 в Синьцзяне (Урумчи). Но ведь технологические клейма на деталях были завода № 153? И снова поиск дополнительной информации для ответа на возникающие вопросы! В журнале «Новая и новейшая история» № 5 за 2004 год удалось найти статью Михаила Юрьевича Мухина, в которой подтвердилась догадка, что именно с завода № 153 грузовиками из Новосибирска в Урумчи доставлялись детали для самолетосборочного завода № 600. Теперь для работы в архиве у нас есть и номер мотора, и номер самолета!
Параллельно с поиском фрагментов самолета и изучением его конструкции непрерывно шел и поиск документов, проливающих свет на судьбу летчика с фамилией Викторов. По данным Федора Вадимовича Пущина (поисковый отряд «БУМЕРАНГ-ДОСААФ», Наро-Фоминск) в воздушных боях за Москву участвовал капитан Викторов Николай Никифорович, командир эскадрильи 122 ИАП, погибший 27 октября 1941 года. Но он летал на МиГ-3 и погиб под Вереей.
Непосредственное отношение к найденному самолету имел летчик-испытатель 3-го класса, майор Сергей Николаевич Викторов. С февраля по май 1941 года он испытывал серийные самолеты И-16 тип 24, собранные на заводе № 600. И самолету с № 2460051 он дал путевку в небо, проведя на нем испытательный полет, отсчитывая время по циферблату часов на приборной панели пилота. И вот только теперь, в декабре 2022-го, помятый циферблат тех самых часов был поднят из лесной земли рядом с обелиском. Но известно, что Сергей Николаевич Викторов погиб 24 мая 1941 года на заводском аэродроме в Урумчи во время испытательного полета на самолете с заводским № 2460096.
Капитан Григорий Петрович Викторов, командир эскадрильи 32-го ИАП не вернулся с боевого задания и считался погибшим 4 октября 1941 года. Выходит, именно его считали похороненным в этом месте. Но с декабря 1984 года в Центральном архиве Министерства обороны СССР, в соответствии с полученными от Французского Красного Креста данными, известно, что летчик капитан Викторов Григорий Петрович, 1913 года рождения, был взят в плен раненым, содержался в концлагере на острове Джерси, бежал и сражался в рядах Французского Сопротивления. Погиб 24 января 1944-го, похоронен во Франции на национальном кладбище Дуа. Получается, ошиблись те, кто чеканил его фамилию на табличке. Но чей же самолет тогда разбился здесь?
Помогли отчеты вермахта
Военный историк музея-клуба «Скирмановские высоты» Валерий Евгеньевич Буланцев (поисковый отряд «Надежда», г. Руза), обладающий практически энциклопедическими знаниями по Московской битве, за годы поиска собрал большой архив, содержащий, в том числе, немецкие документы и фотографии той поры. Валерию удалось в отчетах второго дивизиона 26-го зенитного полка, приданного на усиление 10-й танковой дивизии вермахта, найти данные о том, что 4 ноября 1941 года у деревни Волково зенитным огнем был сбит советский самолет И-16. На основании этой важной информации в советских журналах боевых действий авиационных дивизий были найдены летчики, погибшие или не вернувшиеся с боевого задания именно 4 ноября 1941 года. Потом из них были выбраны пилоты, ушедшие на задание на самолетах И-16. Но какие из этих И-16 собраны в Китае и после начала Великой Отечественной были перегнаны в СССР и попали на Западный фронт? Специалист по работе с авиационными архивами Кирилл Владимирович Чекмарев помог разобраться с этим вопросом. По его данным, И-16 китайской сборки стояли на вооружении именно 32-м ИАП. Эту информацию подтвердил и историк авиации Борис Владимирович Давыдов. Опираясь на полученные данные и действуя методом исключения, теперь можно обоснованно предполагать, что обелиск с табличкой «Герою обороны Москвы летчику Викторову» поставлен на месте падения самолета, не вернувшегося 4 ноября 1941 года с боевого задания по сопровождению бомбардировщиков младшего лейтенанта 32-го ИАП Николая Тарасовича Борисова, родившегося 1 апреля 1916 года в рабочем поселке Жуковка Орловской области.
Увековечить память
Работа с архивными документами продолжается: сделаны запросы в ЦАМО РФ для всесторонне обоснованного оформления необходимых документов и возвращения пилота из списка пропавших без вести. Впереди работа по поиску родственников летчика-истребителя. Необходимо изготовить новую табличку с полными данными погибшего за свободу и независимость нашей Родины воина. К 9 Мая обязательно нужно облагородить место вокруг обелиска, обновить сам памятник и проложить к нему удобную тропу. Важно провести эти работы с привлечением подрастающего поколения, чтобы школьники, кадеты и неравнодушные местные жители смогли лично прикоснуться к военной истории родного края.
Музей «Скирмановские высоты», где действует одноименный военно-патриотический клуб
Рузский городской округ, п. Брикет, Профсоюзный проезд, 22
Координаты 55.907655, 36.441307